Тренер по ушу
Екатерина Винниченко: «Несмотря на то, что я сейчас тренер по ушу, этим видом
спорта я стала заниматься довольно поздно»
Многие знают Катю
Винниченко не только как спортивного комментатора, но и как тренера по ушу. До
ушу она занималась карате и баскетболом и хотела стать учителем математики или
русского языка. Частично ее желание воплотилось в реальность - она стала
хорошим тренером по ушу.
- Почему ты решила
связать свою жизнь с ушу?
- Не могу сказать
почему. Я просто не помню этого. Я сначала занималась народными танцами в ДК
имени Калинина, потом в начальных классах - баскетболом, после чего меня
перевели в ДЮСШ. Но, так как я перестала расти, мне пришлось оставить
баскетбол. То есть этим видом спорта я занималась три-четыре года. А когда
начался бум восточных единоборств, и в Бердянске, в ДК им. Калинина, была
открыта группа по карате, я решила попробовать себя в этом виде спорта. Я стала
заниматься карате у тренера Александра Анатольевича Рубинчика. После трёх лет
занятий карате мой тренер предложил мне заняться ушу. На тот момент этот вид
спорта был даже больше развит, и когда я увидела со стороны, что это такое, мне
очень понравилось. Попробовав заниматься ушу, я поняла, что это труднее, чем
карате, но все же решила продолжать начатое. Кстати, на ушу я пришла в 13 лет -
это поздно, потому что, например, сейчас в группы на ушу набирают детей с
четырехлетнего возраста.
- Чем отличается
карате от ушу?
- Отличается тем, что
ушу - это сложный координационный вид спорта, в котором присутствуют элементы
гимнастики.
- Когда ты стала
тренером? И почему решила начать сама тренировать?
- Я не задумывалась
об этом. Но, когда я еще училась в школе, я хотела стать учителем.
- Учителем чего?
- Вообще-то, учителем
математики или русского языка. Но потом, по примеру мамы, я поступила в
медучилище, хотя медиком быть не хотела. Поэтому после училища решила всё же
овладеть профессией педагога, поступив в Бердянский педагогический институт. А
когда я была еще студенткой медучилища и параллельно занималась ушу, мой тренер
предложил всем своим лучшим ученикам заняться тренерской деятельностью. Таким
образом, поступая на первый курс пединститута, я уже была начинающим тренером.
Мне тогда было 18 лет.
- По твоему мнению,
каким должен быть настоящий тренер?
- Даже не знаю. Если
это касается меня лично, то я нахожусь еще в процессе учебы. Мне кажется, что я
еще многого не умею. Но я считаю, что если тренер работает с детьми, то он
должен быть, прежде всего, добрым, любить детей, быть открытым и искренним по
отношению к ним. Что касается профессиональных качеств тренера, то они у
каждого свои - каждый сам знает, чему он может научить.
- Катя, а ты помнишь
свою первую тренировку с учениками? Какой она была?
- Да, я помню. В
первый набор у меня было всего шесть человек, это мало по сравнению с тем,
какие группы у нас сейчас - по 18 человек. Помню: стоят эти круглощекие малыши,
смотрят на меня, а я даже не знаю, что им сказать. Я уже не помню, чем
занималась с ними, но помню, что всячески пыталась сконцентрировать их внимание
на себе.
- А сейчас удается
сконцентрировать внимание детей?
- Стараюсь. На первых
занятиях это сложно сделать - сначала надо установить с ними контакт и немного
подружиться.
- Катя, а с какими
возрастными категориями детей ты работаешь?
- С детьми от четырех
до 16 лет.
- С кем легче и
интересней работать?
- С кем именно, сказать
не могу, потому что я их всех люблю. Со старшими группами, конечно,
плодотворнее - они уже многое умеют, а с малышами нужно быть постоянно начеку.
Если со старшими я могу позволить себе присесть, то с младшими группами такого
нет, с ними надо постоянно разговаривать, ведь если я молчу, то говорят они.
- Как ты считаешь,
какими тренерскими качествами ты еще не обладаешь, но хотела бы обладать?
- Волшебством, -
смеясь, отвечает Катерина, - чтобы волшебной палочкой махнул, и все получилось.
А если серьезно, то мне как тренеру не хватает сдержанности. Я человек очень
вспыльчивый и, бывает, на тренировках дохожу до того, что «закипаю», словно
чайник. А о своих тренерских способностях я говорить не хочу, как это делают
некоторые тренеры, - это не совсем правильно. Единственное, что я хочу, это
чтобы у меня постоянно получалось находить общий язык с детьми. Что касается
технических навыков тренера, то это приходит с опытом, к тому же можно всегда
открыть книгу, почитать и научиться.
- Что самое сложное в
работе тренера?
- Наверное, самое
сложное - это разнообразить учебный процесс. Нельзя детям давать однообразные
занятия, хоть в книгах и написано о циклах занятий, соревнований - этого
придерживаться, конечно же, надо, но, прежде всего, детям не должно быть
скучно. Желательно также идти в ногу с прогрессом, потому что спорт
развивается. Основным недостатком таких школ, как наша, является то, что
информация доходит позже, чем в школы крупных городов.
- Катя, а как и когда
ты пришла работать на телевидение?
- Три года назад, в
сентябре. В тот период как раз набирали новых людей, но я пришла не по
объявлению, и, вообще, даже не собиралась это делать. Просто когда-то давно я
познакомилась с Ларисой Александровной Брегедой - она была тогда главным
редактором и предложила мне попробовать себя в журналистике. Потому что еще
ранее мне почему-то очень хотелось попасть на телевидение. И она это помнила и
в один прекрасный день позвонила и спросила: «Катя, не хочешь прийти
попробовать?» Я говорю: «Так резко?», к тому же я уже и перестала думать о
телевидении, углубилась полностью в спорт. Но с другой стороны, почему бы не
попробовать? А Лариса Александровна спрашивает: «А что ты можешь донести, кроме
спорта?». Естественно, я ответила, что ничего. Тогда она мне предложила
попробовать себя в роли спортивного корреспондента, и я, попробовав, осталась.
- Насколько сложно
было осваивать новую деятельность?
- Очень сложно, и по
сей день сложно, ведь нет никакой учебной базы в плане знания языка. В
институте больше внимания уделялось физкультуре, поэтому я пользовалась той
базой, которую получила еще в школе. А вообще во многом нам помогает наш
директор Валентина Прядченко - она проводит с нами специальные занятия. А,
например, спортивные термины мне приходится изучать самой - смотреть по
телевизору спортивные программы или читать.
- Удается полностью
освещать спортивные события города?
- Игровые виды спорта
для меня сложнее, кроме баскетбола, потому что сама этим занималась. Все
индивидуальные виды спорта - нормально, я справляюсь. Труднее с футболом, но я
спрашиваю у знающих людей, а проще всего мне освещать новости о спортивной
детской школе - там я знаю все: и детей, и тренеров. Когда я начала работать на
телевидении, то поняла, как много спорта в Бердянске. До работы на телевидении
я об этом не догадывалась.
- Как тебе удается
совмещать тренерскую деятельность и работу на телевидении?
- Тяжело - первые два
года мне казалось, что я забираю время у спортсменов, то есть, то время,
которое я могла отдавать им, я провожу на телевидении. Сейчас немного проще -
хотя мне раньше казалось, что большую часть времени я провожу в спортивной
школе - с двух до девяти. Последние три года получается, что первую половину
дня у меня занимает работа на ТВ, а вторая - в школе. Поэтому теперь я понимаю,
что раньше у меня была масса свободного времени, которое я могла полностью
посвятить себе.
- Что тебе больше
нравится: заниматься спортом или освещать новости спортивной жизни?
- Мое сердце
полностью принадлежит спорту - спортивной школе и детям-спортсменам. Но и
работа на телевидении мне тоже очень нравится.
- А чем нравится?
- Когда очень много
работаешь в одной сфере, понимаешь, что уже - все. А телевидение - это для меня
шанс развиваться дальше, благодаря этому я смогла немного поднять свой уровень
развития.
- По твоему мнению,
какими качествами должен обладать журналист?
- Журналист должен
быть всегда вовремя и везде, и при этом ничего не стесняться. Идти напрямую на
контакт - а это раньше для меня было проблемой.
- Несмотря на то, что
долгое время работаешь тренером?
- Да. Втиснуться в
толпу и взять комментарий - это непросто, но в нашей работе стесняться нельзя.
- А как реагируют
дети, которых ты тренируешь, на то, что ты работаешь еще и на телевидении?
Смотрят ли они твои новости?
- Думаю, смотрят.
Бывает, я им говорю, что сегодня будут показывать их, но они не совсем
соотносят то, что это было сделано мною, - им кажется, что это про них кто-то
сделал сюжет и это происходит не с моей подачи. Интересна реакция малышей — они
приходят и говорят мне: «Ой, а я тебя видел в телевизоре».
Катя Винниченко
родилась в 1979 году в Киеве. В 1994 году закончила среднюю школу и в этом
же году поступила в Бердянское медицинское училище. В 1997 году поступила в
Бердянский государственный педагогический институт, на факультет физического
воспитания, а закончила его в 2003 году. С 1997 года и по сей день
является тренером по ушу в ДЮСШ. С 2005 года пришла работать в
телекомпанию ТВ-Бердянск спортивным комментатором.
15.01.09
Третьякова Яна
http://pro.berdyansk.biz/content.php?id=1892